САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ДАТЧАНИН. АНДЕРСЕНУ — 215 ЛЕТ
Говорят, что гении наделены пророческим даром. Андерсен был в числе тех, кто провожал в путь датскую принцессу Дагмар, отправившуюся морем из Копенгагена в Петербург. По лицу сказочника текли слезы. Он сказал: «Бедное дитя. Всевышний, будь к ней милостив и милосерден. Страшна ее судьба»… Мы знаем, что выпало потом на долю Дагмар — императрицы Марии Федоровны, матери Николая II. Великий датчанин не ошибся.
Не только простые люди, но и члены датского королевского дома Ольденбургов не хотели верить в плебейское происхождение Андерсена. Поговаривали, что он — бастард короля Кристиана VIII. Во всяком случае, наш герой был единственным из «посторонних», кто был допущен для прощания к гробу почившего в 1863 году короля Фредерика VII. Ходили слухи, что безумный король Баварии Людвиг II, строитель сказочных замков, — на самом деле является сыном Андерсена!
Ганс Христиан Андерсен (по-датски Ханс Кристиан) — сын бедного башмачника и прачки — появился на свет 2 апреля 1805 года. Вся его родня по материнской линии была со странностями, мягко сказать, «не от мира сего». Отец умер рано, семья бедствовала. Учеба давалась Гансу Христиану плохо, может быть, даже и не из-за отсутствия способностей — учителя его били и третировали, одноклассники либо издевались, либо игнорировали. До последних своих дней Андерсен писал с бесчисленными ошибками, иностранных языков он не знал.
Очень болезненный, очень некрасивый! «Швабра» и «Аист» — самые приличные из его юношеских прозвищ. Сам Андерсен позже говорил прямо: «Гадкий утенок — это я!»
У великого сказочника был синдром Марфана — худоба, высокий рост, крупный нос, длинные и узкие ступни и ладони; считается, что этот синдром, кроме проблем со здоровьем, обеспечивает заметное повышение интеллектуальных способностей! (Та же болезнь — Авраам Линкольн, Шарль де Голль). Что же до личной жизни, странностей, причуд и фобий Андерсена… Даже не решаюсь касаться этой необъятной и деликатной темы.
Любопытная деталь: Андерсен очень хотел иметь автограф Пушкина. В середине 1860-х ему подарили бесценное сокровище, страничку из пушкинской тетради за 1825 год. Сей раритет датский гений берег как зеницу ока! Незадолго до смерти прославленный сказочник с гордостью писал: «Я рад узнать, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я частично знаю от Карамзина и Пушкина и вплоть до новейшего времени». Андерсен, вечно болеющий, терзаемый зубной болью и депрессией, был, кстати, неутомимым путешественником. Жаль, что не довелось ему побывать на русской земле. Впрочем, в качестве гостя сказочник был, будем откровенны, просто невыносим. Так, Чарльз Диккенс, едва выдержавший навязчивое присутствие загостившегося в его доме Андерсена, сразу после отъезда «милого друга» прервал с ним все отношения — к искреннему недоумению датчанина…
… Андерсену не нравилось, когда его называли сказочником! Само слово «сказки» его раздражало; он говорил, что пишет «рассказы» или «истории». Около ста шестидесяти таких «историй» обеспечили своему автору не просто всемирную славу, но и литературное бессмертие. Сложно представить себе того поистине дремучего человека, который не знает сказки «Снежная королева», «Русалочка», «Огниво», «Соловей», «Принцесса на горошине» или «Свинопас»! При этом Андерсен как творец исключительно разнообразен: если «Оле-Лукойе» это просто милая сказка, то «Новое платье короля» — социальная сатира, а «Старый дом» и особенно «Девочка со спичками» — высокая трагедия. «Я иногда сочиняю, но никогда не лгу!» — пояснял свое творческое кредо автор.
Именно спектакль «Девочка со спичками» (постановка Ирины Плескачевой, 1998 год) был в свое время украшением репертуара Севастопольского ТЮЗа, как и чудесные спектакли «Дюймовочка» и «Стойкий оловянный солдатик», полюбившиеся не только малышам. Согласитесь, в России «взрослый» театр совершенно немыслим без Чехова и Островского, «детский» театр мудрено представить без Андерсена.
Кстати, сам сказочник стал фанатичным театралом еще в отрочестве и пронес свою преданную любовь к театру через всю жизнь. В предисловии к 66-му тому БВЛ (Ханс Кристиан Андерсен. Сказки. Истории) Константин Паустовский совершенно справедливо пишет: «...детей вводит в волшебный мир сказки не только народная поэзия, но и театр. Спектакль дети почти всегда принимают как сказку».
Материал подготовили учащиеся 9 "В" класса |