Масленица честная, широкая, веселая, сырная неделя
Масленица - один из самых любимых народных праздников. Основа традиционного действа -борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся веселым сожжением чучела Зимы или Масленицы. В России этот праздник отмечался повсеместно, празднуется он и сейчас. Масленичные ритуалы давно стали веселыми игровыми обрядами, а обилие подходящих для праздника забав, веселых состязаний, игр просто неисчерпаемо.
Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону и пахать пойду!
В понедельник - Встреча масленицы. Изготавливали чучело Мару Маревну, усаживали ее в сани и катали по деревни. А дети бегали и спрашивали у встречных: «Везете, ли вы масленицу?» если они отвечают: « Везем!» с масленице поздравляли, а если отвечали: «Что не везут!!!» хлопали лаптями по спине. Масленицу встречали масленичными песнями и закличками про барыню - масленицу. А самое главное в этот день пекли румяные, вкусные и масленые блины. Ведь блин это символ солнце, чем больше блинов съешь, тем быстрее наступит весна. Вот одна из масленичных песен, которой встречают масленицу:
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая.
На саночка расписных,
На кониках вороных.
Живет масленица семь деньков,
Оставайся масленица семь годков!
**************
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!
Во вторник - Заигрыш. Устраивали посиделки с играми, песнями, плясками и состязаниями: кто больше съест блинов за 2 минуты, перетягивание каната, конкурс песен о блинах, масле и масленице.
А в лакомую среду тёщи звали зятьев на блину. В этот день ели блины, а ряженные ходили по деревни и кликали весну или масленицу.
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.
И пели веселые песни про масленицу:
Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся.
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Маслена, маслена,
Куда ты идешь?
Потеряла лопаточки,
Не найдешь!!!
На тещины посиделки в пятницу, зять приглашает тёщю к себе в гости и одаривал ее подарками. В этот день дети катались с гор, устраивали состязание и играли.
А в субботу золовкины посиделки молодая невестка в гости приглашала родственников мужа и угощала их блинами, показывала свое мастерство в кухонном деле.
Последний день масленицы – прощеный день. В этот день все просили друг у друга прощение. А вечером сжигали чучело масленицы и прощались с ней до будущего года.
Пели прощальные песни:
Как на масляной неделе
В потолок блины летели!
Уж ты Масленица,
ты обманщица,
Говорила семь недель,
а остался один день.
Масленица полизуха,
Полизала детей,
А сама на плетень.
Полизала сыр да масло,
А сама и погасла!.
Ты прощай, прощай, Наша Масленицы.
Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, с пирогами, да с оладьями.
Блины масленые, шаньги мазанные,
А сегодня воскресенье наше кончиться веселье.
Ты прощай, прощай, наша Масленица.
А когда Масленица догорала, в нее бросали снежки и говорили: «Все плохое уходи, а хорошее приходи».
Вот так весело и задорно встретили и проводили масленицу. Теперь к нам обязательно придет весна - красна, а зимушка уйдет от нас!!!
*********************************************
Период, который уже много веков называется Масленицей, у наших предков считался совершенно особым, священным. Его ритуалы были понятны всем – от детей до стариков. В эти дни каждое действие, каждый шаг, каждое блюдо и каждое слово наполнялись глубоким смыслом. И потому Масленица была не просто выпеканием и поеданием блинов. Да и с блинами всё было не так однозначно, как принято сейчас думать.
Блин – маленькое солнце
Куприн некогда написал: «Блин кругл, красен и горяч, как настоящее щедрое солнце... Блин, политый маслом, – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам.
Блин – это символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Точно сказано. Ведь именно в славянской культуре блины стали чем-то большим, чем банальными «мучными изделиями», хотя «изобретение» их и приписывают Египту или Китаю. Для славян блин был символом победы солнца над тьмой, лета над зимой, и даже жизни над смертью. Кроме того, согласно древним верованиям, это своего рода ниточка, связывающая поколения ныне здравствующих и уже покинувших этот мир. Потому и готовились блины особым способом, с соблюдением обязательных ритуалов.
Каждая хозяйка имела только свой рецепт, который передавался от матери к дочерям. Он держался в строжайшем секрете, потому как верили: «поделишься – блины не получатся, и счастье с достатком из семьи уйдут».
Для приготовления этого блюда женщина обязательно призывала в помощь природные силы. Эти «проверенные ритуалы» также передавались от поколения к поколению. Например, одни на восходе луны в тесто добавляли снег, другие – дожидались, когда на небе появятся звёзды, и только тогда ставили первую опару для блинов, третьи – выходили готовить тесто на реку, озеро или к колодцу. И всё это сопровождалось особыми заговорами, например:
Месяц, ты, месяц,
Золотые твои рожки,
Загляни в окошко,
Подуй на опару.
Эти выпеченные изделия были символом связи поколений, способом почтить души ушедших предков. И потому иногда тесто замешивали на талой снежной воде (по старинным славянским верованиям, снег – это воплощение душ умерших). Кроме того, первый блин чаще всего не ели сами, а либо отдавали нищему, чтобы тот помянул усопших, либо клали на слуховое окошечко, приговаривая «честные наши родители, вот для вашей души блинок».
Кроме того, в последний день Масленицы шли на кладбище, где обращались к умершим родственникам с просьбой простить провинившихся перед ними. На могилах оставляли блины, и если через три дня от них ничего не оставалось, это означало, что «на том свете» на тебя никто зла не держит, и, следовательно, ты можешь рассчитывать на поддержку от своих почивших предков.
Трепетное отношение к этому кушанью тонко подметил Чехов: «Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень...» А когда она несёт домочадцам первую стопку, то «можно подумать, что на руках у неё не блины, а её первенец...»
Иностранцы о Масленице, Масленица у иностранцев...
Масленичные традиции шокировали «цивилизованных» иностранцев. Об этом сохранились даже отдельные письменные упоминания.
Так, например, датчанин П. фон Хавен в XVIII веке писал: «Помимо различных игр, обычных на Масленицу, народ в эту неделю устраивает себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым».
Речь идёт о катании с высоких ледяных гор, ставшем неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала с этой целью использовались естественные рельефы местности – высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой. Со временем «катальная потеха» усовершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить высокие деревянные горки. Чаще всего съезжали с них на санках или рогожках. Но отъявленные лихачи, любители экстрима, предпочитали совершать спуск на коньках или на собственной подошве, а некоторые при этом ещё и ухитрялись держать на руках девушку. Такое «увеселение» не всегда хорошо заканчивалось...
Изначально спуск с ледяных горок имел весьма глубокий смысл, ибо в народе верили: чем больше катаешься, тем богаче будет урожай льна, весьма важной для славян культуры. Постепенно этот смысл несколько затерялся, но зато осталась любовь к самому процессу. Настолько сильная, что даже российские царицы XVI-XVII века – образец скромности и послушания – и те на Масленицу «грешили» катаниями. Известно, что мать Петра I Наталья Нарышкина и его бабка Евдокия Стрешнева не могли отказать себе в подобном удовольствии.
Другой иностранец, англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал: «Всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат... Нынешний патриарх давно хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел. Однако же сократил его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до четырнадцати дней».
Наверное, чужестранцам дико было видеть, как поглощается безумное количество еды, наблюдать кулачные бои и медвежью потеху, совершенно не понимая их значения. Всё это казалось примитивным, но на самом деле – имело свой глубокий смысл, недоступный поверхностному взгляду иностранного наблюдателя...
Оказывается, свои масленичные традиции соблюдались и в других странах, а не только в Украине и России. Правда, гуляния были не настолько бурными.
У чехов есть пословица: «Тот, у кого лицо не лоснится от жира, а голова не кружится от сливовицы – не умеет праздновать Масленицу».
У англичан вот уже несколько веков проводятся соревнования по бегу женщин с блинами. В некоторых городах для этого отводится целый день. Состязание обычно начинается после удара специального «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Во время преодоления дистанции нужно не менее трёх раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая участница, которая передаст своё мучное изделие звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду... поцелуй звонаря.
У французов есть Mardi Gras (что означает «Жирный вторник») – последний день перед постом – последний шанс побаловать себя всякими вкусностями, в частности и блинами.
Знаменитые венские балы берут своё начало с праздника Масленицы. Когда-то австрийская императрица Мария Терезия решила придать необузданным гуляниям цивилизованный характер и приказала масленичные развлечения перенести с улиц во дворцы и дома. Ёе сын Иосиф II «усовершенствовал эту традицию», и таким образом разгульная Масленица трансформировалась в изысканный светский раут.
Масленица есть у финнов, датчан, шотландцев, не говоря уж о поляках и югославах. И все пекут блины, с пеной у рта доказывая, что это их национальное изобретение.
Но не так важно, кто придумал или у кого позаимствовал традиции и ритуалы. Важен сам праздник, его дух, а также память о своих корнях и уважение к традициям предков. Потому как, теряя всё это, мы богаче не становимся...
|