Премьера спектакля «Гроза» по пьесе А.Островского состоялась в Серове в Международный день театра, 26 марта.
Незадолго до этой даты наш театр драмы отметил свое 80-летие. По словам главного режиссера Александра Сысоева, в новый для театра 81ый год он решил, по многочисленным просьбам зрителей, порадовать их спектаклем по классическому произведению. Чем прекрасна классика? Каждый знает ответ на этот вопрос. Классикой считается произведение, которое и через много лет не теряет своей актуальности и созвучно событиям во все времена. Убеждаться в этом подобно волшебству.
Спектакль был поставлен на камерной сцене. Это значит, что места для зрителей расположили в самой глубине сцены, занавес закрыли и артисты играли спиной к основному залу. Проще говоря, все пространство сцены служило и зрительным залом, и подмостками. Декорации и костюмы были очень лаконичными и при этом достаточно символичными, а музыкальное оформление – неоднозначным. Так в белой комнате была устроена раздвижная дверь, на одной стене висели несколько циферблатов, на сцене стояли 4 черных фонарных столба и 10 массивных черных деревянных стульев. Очень интересно обыгран образ Волги. Как мы помним, действие «Грозы» разворачивается в городке на берегу великой реки. Здесь же, по задумке режиссера, Волга – это марка автомобиля. Именно на «Волге» появляется в Калинове Борис Григорьевич, на «Волге» же разбивается в финале главная героиня.
Перед началом действа режиссер Александр Сысоев сообщил, что не поменял ни единого слова в тексте пьесы. И это действительно так. Но в том и магия театра, что написанный более 150 лет назад текст зазвучал по-новому в исполнении серовских артистов. Они сумели вдохнуть в персонажей новую жизнь, придать им новые смыслы. Так, изобретателя Кулигина в городке не принимают всерьез, посмеиваются над ним. Старая Барыня, которая пророчит всем «гореть в геенне огненной», носит траурное платье в сочетании с белой фатой и ярким макияжем. Тихона Кабанова мать водит на поводке в буквальном смысле. Катерина вначале мне не понравилась. По всему было видно, что женщина она нервная, неуравновешенная, склонная к истерии. Но к последним сценам ее история меня захватила. Чем-то Катерина напомнила мне Анну Каренину. Режиссер сказал, что «Гроза» - спектакль о страсти. А мне показалось, что он – о бесконечном одиночестве. Катерина ужасно одинока, даже в запретной любви к Борису. Она дружна с Варварой, сестрой мужа, но та в конечном итоге сбегает из дому. И Борис старается поскорее отделаться от Катерины после того, как их связь раскрыта. Тихон жалеет свою жену, но, в сущности, он тоже одинок, воля его раздавлена властной матерью. Да и Кабаниха, с такой страстью ругающаяся на детей и прислугу, живет в одиночестве, нелюбимая и непонятая.
Несколько слов о символах. Все актеры носят обычные серые робы: штаны, рубахи и платья. На Варваре широкий белый воротник, возможно, как символ молодости, свежести и противостояния матери. Катерина носит темное платье, но на время встреч с Борисом переодета в белое. В руках у Катерины красная нить, словно проводник в другой, «греховный» мир, где живет ее запретная любовь. Катерина наматывает нить вокруг пояса и плеч, словно она запуталась в своих чувствах и помыслах, эту нить снимает с нее Борис, словно освобождая от путаницы. Как тут не вспомнить красную нить Ариадны, связующую возлюбленных в древнем мифе. В сущности, во всем спектакле всего четыре основных цвета: черный, белый, серый и красный. При минимуме декораций, без сложных костюмов актерам удалось воплотить на сцене человеческую драму, передать одиночество, сыграть настоящую страсть. Ну а чтобы разгадать все символы, спрятанные режиссером в спектакле, приглашаю всех в театр!
Каверина А.А.
|