ИВАН ДА МАРЬЯ
В предыдущих статьях мы поговорили об истории русских имён и отчеств. Пришло время узнать немного об истории фамилий.
Если бы нам вдруг посчастливилось взять интервью у русского государя Ивана Грозного, то наш вопрос о его фамилии, скорее всего, поставил бы грозного царя в тупик. Почему? Да, просто само слово «фамилия» (в его современном значении – «наследственное семейное наименование», прибавляемое к личному имени) не было известно Ивану Грозному, да и фамилии у Грозного не было. Сейчас все граждане нашей страны имеют фамилии, которые передаются по наследству от родителей к детям. Фамилии записаны практически во всех основных документах, которые мы используем: в паспорте, в свидетельстве о рождении, в водительских правах и т.д. Если орфография фамилии в документе будет нарушена, то это, вполне естественно, может привести к каким-нибудь осложнениям.
Однако, как это ни парадоксально звучит, большинство населения России не имело фамилий буквально до второй половины 19 века.
Появление и распространение фамилий в нашей стране в минувшие эпохи было сложным и очень длительным процессом. Он зависел прежде всего от социально-экономического развития общества.
Действительно, поначалу фамилии возникли у феодалов. Это вполне естественно: существовало наследственное землевладение. Оно-то и привело к появлениюнаследственных имён, то есть фамилий. Большая часть княжеских (а потом и боярских) фамилий указывала на те земли, которые принадлежали феодалу, или в целом на местность, откуда он был родом. Так, в основе фамилии боярина Шуйского лежит название реки и города Шуя. Не менее понятны с этой точки зрения фамилии Елецкий, Звенигородский, Тверской и другие.
Однако у большинства людей, живших в нашей стране в те далёкие времена, фамилий не было. Архивные документы показывают, что, называя друг друга, наши предки очень широко пользовались прозвищами и отчествами. Вот несколько конкретных примеров, взятых из памятников письменности: «Иван, Микитин сын, а прозвище Меншик» (1568 г.), «Губа, Микифоров сын, Кривые щёки, землевладелец» (1495 г.), «Ефимко Воробей, крестьянин» (1495 г.) и другие.
Большинство русских фамилий образованы из отчеств. Поэтому многие русские фамилии несут в своём составе христианские или древнерусские имена: фамилия Петров когда-то была отчеством и означала «Петров сын, сын Петра». Многие русские фамилии образованы и от прозвищ.
Прозвища давали людям их родственники, соседи, те, кто с ними вместе трудился, жил. Причём в прозвищах, как правило, отражались какие-то характерные черты данного человека. Попав в фамилии, эти черты и особенности наших далёких предков могли дойти до сегодняшнего времени. Например, у человека за его пристрастие к болтовне (в древности её называли словом верещание) могло быть прозвище Верещага, а детей его тогда называли Верещагины. Но у этого человека мог молчаливый сосед, которого называли Молчан. От него мог пойти род и фамилия Молчановы.
Если вернуться к слову Грозный, то становится ясно, что оно выполняло функцию прозвища, несло яркую характеристику, но не было передано по наследству. Царя Ивана Васильевича современники называли Грозным за его крутой и решительный характер, который проявлялся во всём – начиная от политики и кончая личной жизнью.
В 1861 году в России было отменено крепостное право. Крестьяне стали получать фамилии. Одним крестьянам давали фамилию их бывшего владельца, то есть фамилию помещика. Так появились целые деревни Гагариных, Поливановых, Воронцовых и других. Другим крестьянам записывали в документы их «уличную» фамилию – прозвище этой семьи.
У третьих в фамилию могло превратить отчество.
Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,
Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин!
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов
Умишко комариный.
Бывает Коршунов иной
Синичкина боится!
А Чистунов слывёт свиньёй,
А Простачков – лисицей!
А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится, как рак,
А всё вперёд стремится!
Плевков фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном – ослом он был,
Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!
(С. Михалков «Смешная фамилия») |