ИВАН ДА МАРЬЯ
Если Вы внимательно читали нашу статью о русских именах, то, конечно, помнит обещание поговорить об отчествах и фамилиях.
Отчество – это наименование по отцу, составная часть полного (или как мы ещё говорим, паспортного) имени человека. Имя человека служит для различения лиц в каком-то небольшом коллективе знакомых людей или родственников – в семье, в классе, в студенческой группе, иногда в трудовом коллективе. Фамилия помогает нам отличать членов данной семьи от членов другой семьи. При помощи отчества выражается связь детей с отцом.
Отчества мы употребляем не всегда, а только в закреплённых традициями случаях, когда подчёркивается уважительность или официальность нашего отношения к собеседнику.
У русских отчества существовали отнюдь не во все времена. Когда же и как они появились? Когда и как закрепились в языке?
Если мы откроем пожелтевшие страницы старинных рукописей, то в течение короткого времени найдём много слов, которые образованы при помощи суффикса –ич. Он мог сочетаться при образовании новых слов как с именами мужчин, так и женщин: господинич – сын господина, мамич – сын мамы (в древности так могли называть кормилицу). Присоединяясь к названиям животных, суффикс –ич мог участвовать в образовании названий их детёнышей: соколич, голубич, львич.
Таким образом, можно сказать, что в древности суффикс –ич имел значение не отчества, как сейчас, а «невзрослости», если можно так выразиться. Уже позднее, по-видимому, в 16 веке в русском языке появился другой суффикс –онок/-ёнок. Он вытеснил суффикс –ич в названиях детёнышей животных. Русские люди стали говорить и писать не соколич, а соколёнок и т.п. Суффикс –ич не исчез, изменилось его назначение. В сочетаниии с личными именами этот суффикс стал использоваться для образования отчеств. Сейчас трудно сказать, когда слова с суффиксом –ич, образованные от имён, стали употребляться как отчества. Однако уже в древнейших летописных записях (11 – 12 веков) мы встречаем упоминания о таких реально живших людях, князьях, как Игорь Ярославич, Василко Ростиславич и других.
Между прочим, не были отчествами и первые русские слова, которые оканчивались на –ович, -евич. Это были обыкновенные нарицательные существительные, которые возникли для наименования детей знати и духовенства: поп – попович, царь – царевич и др. Но уже с древних времён суффикс –ович/-евич активно «работал» в образовании слов от личных имён или прозвищ. Вот примеры некоторых древних записей из памятников письменности: Иван Дорогомилович – 1272 год, Иван Халдеевич – 1146 год и т.п. По-видимому, первоначально эти слова не были отчествами в полном (современном) смысле этого слова, а могли иметь буквальное значение «сын такого-то». На это указывает в некоторых случаях даже порядок слов. В одном из древних документов можем прочитать: Полуторанович Анфим (именно в такой последовательности); это словосочетание имеет значение «Полуторанов сын Анфим». Только с течением времени собственные имена с суффиксом -ович/-евич окончательно закрепились в русском языке именно как отчества.
В сословном обществе в употреблении отчеств произошло исторически объяснимое разделение как бы на несколько разрядов.
Простые люди вообще не имели отчества. Просто знатные люди получали «полуотчество» - имя по отцу, не оканчивающееся на –ич. Например, Пётр Осипов Терентьев (его отец носил имя Осип). Отчество на –ич стало как бы знаком того, что человек, его носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке общества. Например, запись в «Тысячной книге 1550 года», содержащей список тысячи лучших слуг московского царя, которым были даны поместья под Москвой. В этом памятнике с отчеством на –вич упоминаются только царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич и небольшая группа лиц, которые считались наиболее близкими царю. Это были бояре княжеского и некняжеского происхождения: князь Иван Иванович Пронский, окольничий Фёдор Михайлович Нагой, казначей Фома Петрович Головин. Все остальные тысячники (а среди них были и люди княжеского происхождения) названы при помощи только полуотчеств: Иван Фёдоров сын Воронцов и др.
В годы правления Екатерины Второй употребление разных форм отчеств было законодательно закреплено в специальном документе – «чиновной росписи», чему способствовал официально- деловой стиль речи. |