Вот и наступила ответственная школьная пора. Сотни мальчишек и девченок вереницей спешат утром в школу . Торопятся не опоздать на занятия, на встречу знаниям и новым открытиям. Как не омрачить эту дорогу в будущее – задача нас, родителей. И она , в первую очередь, начинается с создания безопасного маршрута движения учащихся.
Безопасный маршрут движения школьника "Дом-Школа-Дом" -это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения школьника из дома в школу и обратно.
Маршрут разрабатывается обучающимся с помощью его родителей.
Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в классе, где ученик, для которого составлен маршрут, должен уметь объяснить его.
Цель маршрута:
-Повысить безопасность движения ребенка в школу и обратно;
-Научить ребенка ориентироваться в дорожной обстановке и предотвратить возможные опасные ситуации.
Где должен быть размещен безопасный маршрут «дом-школа-дом»?
Обычно для этих целей выделяют первую или последнюю внутреннюю страницу дневника, так как он будет с ребенком целый год.
Что должно быть отражено в схеме безопасного маршрута «дом-школа-дом»?
Все здания и сооружения, встречаемые на пути движения из точки «А» в точку «Б», с названиями - идентификаторами (например, магазин «КИТ», школа развития «Умка» и т.д.).Все пересечения проезжих частей, тротуары, все объекты улично-дорожной сети (дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.).Непосредственно дом и здание самой школы.Названия улиц, по которым осуществляется движение.
Как создать безопасный маршрут «дом-школа-дом»?
- Работу по созданию безопасного маршрута лучше начать с зарисовки (черновика). На листе бумаги родителю вместе с ребенком нужно изобразить все дома, светофоры, дорожные знаки, тротуары, стадионы и другие объекты, встречающиеся на пути в школу.
- Взяв черновик, необходимо пройти по ставленому маршруту. Обсудив с ребенком места, требующие повышенного внимания. Этот этап очень важен. В реальном времени ребенок сравнивает расположение зданий, светофоров, тротуаров и других ориентиров, указанных в черновике.
- Необходимо предусмотреть несколько вариантов маршрутов движения исходя из конкретных дорожных условий. Пройти маршрут вместе с ребенком несколько раз всеми возможными путями. Иногда дети выбирают свой маршрут движения. Его также следует пройти вместе. Важно, чтобы маршруты движения были безопасными и не допускающими нарушений ПДД.
- Не всегда дорога от школы до дома оборудована необходимыми средствами регулирования. Задача взрослого – научить ребенка переходить безопасно любой участок проезжей части дороги. Это значит, что ребенок должен научиться слышать звуки приближающегося автомобиля, привить ему навыки определения возможной опасности, объяснить опасность отвлекающих внимание предметов – телефона, планшета, плейера, наушников.
- Только после прохождения всех вышеуказанных этапов можно приступить к рисованию самой схемы безопасного маршрута. Вместе с ребенком нарисуйте те же самые здания и сооружения, все возможные маршруты движения, что и черновике. Выделите самый безопасный маршрут.
Выбрав вариант движения ребенка, родители наносят его на схему расположения улиц от дома до школы и от школы до дома.
При оформлении маршрута на бланке Безопасный маршрут «Дом-Школа –Дом» сплошной линией КРАСНОГО цвета со стрелкой обозначается путь движения из дома в школу. Путь движения из школы до дома обозначается сплошной линией СИНЕГО цвета со стрелкой. На этом же листе ниже нужно написать:
фамилию, имя и контактные телефоны родителей.
- Вклейте схему безопасного маршрута в дневник.
Порядок использования маршрута:
- После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в первые месяцы посещения для первоклассника и несколько раз -для учащихся других классов, которые ранее уже ходили в школу самостоятельно), добиваются практического овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.
- Сопровождая ребенка, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.
- Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе рассматривался школьниками как сигнал опасности.
Совместные занятия по составлению маршрута «дом-школа-дом», обсуждения, выбор удобного маршрута, помимо укрепления семейных связей, дают уникальную возможность развить взаимопонимание и доверие между взрослым и ребенком.
Уважаемые родители!
Не пожалейте времени на составление схемы безопасного пути, на
обучение ребенка законам дорог. Помните о том, что именно родителям
подражают дети, копируют их модель поведения, в том числе и на улице. Демонстрируйте правила безопасного поведения своим примером! |