27 марта исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881-1925).
Аверченко Аркадий Тимофеевич – писатель-юморист, драматург, театральный критик. Его произведения получили широкую известность в России за несколько лет до революционных событий. А после он эмигрировал.
Темы, которые он затрагивал в своих книгах, были актуальны в начале века. Его произведения интересны и сегодня, изучаются в школьной программе.
Аркадий Тимофеевич Аверченко – писатель, чьи произведения отличаются легким слогом и острой, но беззлобной сатирой. Он умел говорить о печальной стороне жизни с иронией. Доказательство тому – рассказ «Автобиография».
Краткая биография
Аркадий Тимофеевич родился в Севастополе. С детства он имел плохое зрение. В силу этого недуга образование получал дома. Отец был купцом и, согласно воспоминаниям писателя, мало времени уделял сыну, поскольку был обеспокоен вопросом о том, как бы быстрее разориться. Своих устремлений незадачливый предприниматель достиг.
В то время, когда его отец утратил последнюю надежду на улучшение семейного благосостояния, сын был в меру грамотным молодым человеком. А потому уже в пятнадцать лет поступил на службу в транспортную контору.
Начало творческого пути
Аверченко Аркадий Тимофеевич начал писать рассказы в годы службы на Брянском угольном руднике. Здесь он трудился в небольшой конторе. Глухой населенный пункт, в котором несколько лет провел Аверченко, изображен в его произведениях. Степной донецкий пейзаж нагонял тоску. Аверченко написал небольшое литературное произведение "Как мне пришлось застраховать жизнь", в котором уже чувствуется его литературный стиль.
Редакторская деятельность
В 1906 становится редактором сатирического журнала "Штык", почти полностью представленный его материалами. Он создает сатирические рассказы, рисует шаржи и карикатуры и обретает популярность у публики. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже вскоре закрытый.
В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале "Стрекоза", позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания. Читатели полюбили “Сатирикон”, потому что он не переходил на личности, обличая конкретных особ, а вводил жанр “лирической сатиры”, полной самоиронии и тонких наблюдений за человеческой натурой. Интересный факт - журнал читал сам император Николай II, собирая его подшивки.
Широкая известность
В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", книга 1, "Зайчики на стене", книга II. "...их автору суждено стать русским Твеном...", - проницательно заметил В. Полонский. Вышедшие в 1912 книги "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих" утвердили за автором звание "короля смеха".
Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую - не принял. Привычное благополучие резко обрывается, большевики закрывают журнал Аверченко, называя его буржуазным и неблагонадежным. Следующий этап в биографии писателя становится дорогой в изгнание. Сначала он покидает столицу и едет на юг, где на 2 года оседает в родном Севастополе. А в 1920 году писатель навсегда покидает родину.
С июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. В эмиграции Аркадий Тимофеевич занимается созданным еще в Севастополе театром и продолжает писать. Европа была переполнена беженцами русской национальности, поэтому писателю удавалось чувствовать себя своим даже на чужбине. Вместе с тем, в отличие от большинства представителей русской интеллигенции, он не знал европейских языков, что осложняло адаптацию в западном обществе.
В этот период творчество писателя переживает значительную трансформацию, появляются новые острые темы и изменяется тональность звучания. Явственно чувствуется тоска по безвозвратно ушедшему времени старой России.
Публикуется его книга "Дюжина ножей в спину революции", сборник рассказов: "Дети", "Смешное в страшном", юмористический роман "Шутка мецената" и др.
Рассказы 1920-х годов посвящены осмыслению революции и ее разрушительных последствий, а также судьбам эмигрантов, пытающихся выжить в изгнании и найти новые смыслы и опору в жизни.
В 1924 переносит операцию, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.
Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925.
Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.
Значение творчества
Долгое время на родине Аверченко оставался запрещенным автором, и русский читатель по-настоящему открыл для себя творчество сатирика только в 1980-е годы. “Галочка”, “Человек за ширмой”, “Жена” и другие рассказы вошли в сокровищницу мировой юмористической литературы, а цитаты из произведений писателя до сих пор вызывают улыбку и легкую грусть.
Пятова Н.П., учитель русского языка и литературы
|